ИСТОРИЯ ШКОЛЫ (продолжение) (Предыдущая страница)
Из воспоминаний выпускницы 1981 года Черниковой Г.А.:
Мой первый учитель, который большую часть своей жизни отдал работе в школе – это Казёнова Екатерина Андреевна. 37 лет проработала она в нашей школе учителем начальных классов. Сколько лет уже прошло, а не забыть, как учила Екатерина Андреевна выводить карандашом палочки, как писать с нажимом и не ставить кляксы, вынимая перо из чернильницы, как успокаивала она, когда эта злополучная клякса все же расплывалась в тетради. Первую учительницу любили и каждое утро спешили помочь донести до школы её тяжелый портфель. В строгом платье с белым кружевным воротничком – такой она запомнится мне навсегда. В 1946 году в Дурновскую школу пришёл молодой, энергичный, задорный учитель русского языка и литературы Солдаткин Михаил Андреевич. Судьба соединила этих двух замечательных людей – Казёнову Екатерину Андреевну и Солдаткина Михаила Андреевича. За добросовестный труд они не раз награждались почётными грамотами и были награждены медалью «Ветеран труда»
Из воспоминаний выпускника 1958 года Королькова Анатолия Дмитриевича:
После Великой Отечественной войны в Дурновскую среднюю школу приехала семья учителей Орловых. Николай Сергеевич работал учителем математики. Мне он запомнился строгим, справедливым, любящим своё дело, своих питомцев. Неутомимой труженицей была и его супруга Орлова Ольга Филипповна учительница начальных классов. Она учила нас не только наукам, но и житейским мудростям. Была человеком мягким, добрым, но и требовательным одновременно. Учительская семья Орловых воспитала и прекрасных собственных детей. Двое из них окончили школу с серебряной медалью, старшая дочь – Светлана Николаевна преподает в Рязанской Радиоакадемии, сын – Николай Николаевич работает в администрации г. Рязани, дочь – Лидия Николаевна – окончила медицинский институт.
Из воспоминаний выпускницы 1964 года Вязьминой Валентины Николаевны:
Афонина Нина Петровна работала в нашей школе учителем начальных классов. Воспитала сотни честных, порядочных людей. Добрая, отзывчивая – она была примером для своих учеников. Она учила не только русскому языку и математике, но и прививала любовь к труду. Под её руководством на пришкольном участке были сооружены небольшая теплица и парники. Я помню, как с большим интересом мы выращивали в них рассаду всех овощных культур и даже ягод. Осенью все ребята с удовольствием пробовали выращенные своими руками арбузы. А какие розы благоухали на клумбах до самых морозов! И школа благоухала в цветах, любовно посаженных руками Нины Петровны и нами, её учениками.
Из воспоминаний Ромашина В.В. – сына Анны Васильевны Ромашиной – учительницы русского языка и литературы.
В1952 году в Октябрьскую среднюю школу пришла молодая, красивая учительница русского языка. Она была мастером своего дела, страстно влюблённая в свой родной язык, человек огромных творческих возможностей, очень строгая, с неиссякаемой энергией. До сих пор удивляюсь, когда она всё успевала делать: управляться по дому, готовиться к урокам, проверять тетради и любить свою семью – мужа и двоих детей. Анна Васильевна своим трудом, увлечённостью воспитывала в детях серьезное отношение к учёбе. Неслучайно, став взрослыми, воспитанники отмечают как большое достоинство именно эту сторону в её нравственном влиянии на них.
Много лет проработал в Октябрьской школе Никитин Владимир Васильевич – прекрасный педагог, «талант его от Бога» - говорят о таких. Незаурядный ум, обострённое чувство правды, в любой ситуации он всегда оставался самим собой – человеком прежде всего – вот что характерно для этого педагога. Этому он учил и своих воспитанников. В те времена не жаловали таких, поэтому он постоянно находился в оппозиции к руководству, но это нисколько не умаляло его таланта. Его уроки физики были очень интересны, полны свежими и оригинальными решениями, на всю жизнь запавшими в память учеников разных лет. Своей эрудицией он просто покорял сердца воспитанников. Владимир Васильевич не только интересный учитель, но он ещё и человек с широкой русской душой. Обучая детей точным наукам, но учил их и чувству прекрасного: сам сочинял стихи и музыку, великолепно играл на баяне. Ну, а знания, заложенные в детях в области физики и математики, позволяли им поступать в самые серьёзные вузы страны.
35 лет проработали в школе замечательные педагоги – супруги Щербаковы – Алла Ивановна – учитель химии и биологии и Владимир Михайлович - учитель иностранного языка. Химия – предмет особенный и привить любовь к нему, научить этой науке, не каждому дано. Алле Ивановне это удавалось всегда. Прекрасное знание своего предмета в сочетании со строгостью и требовательностью к воспитанникам давали прекрасные результаты – многие её выпускники поступали в высшие учебные заведения, показывая отличные знания на вступительных экзаменах. Ученики с благодарностью вспоминают о ней, звонят ей, навещают её, а она от чистого сердца волнуется за судьбу своих питомцев, и их успех приносит ей большую радость.
Владимир Михайлович большую часть своей педагогической деятельности был руководителем школы, умелым руководителем. От этого человека зависело процветание школы. Это ему приходилось, как и всякому другому директору, не спать по ночам, чтобы не разморозить школу. Это ему приходилось думать, где взять деньги на ремонт крыши и ремонт школы, как умело и правильно организовать учебно-воспитательный процесс, ибо это залог успеха развития школы, как наладить контакт с руководителем хозяйства и родителями. Много забот у директора, и он своим упорством, умением, настойчивостью решал повседневные, незаметные, но такие нужные, такие полезные дела. Оба эти педагога сейчас на заслуженном отдыхе.
И сейчас целая плеяда талантливых педагогов трудится в моей школе: Сиянова Раиса Ивановна и Сиянов Николай Васильевич, за плечами которых 45 лет педагогической работы; Юхина Татьяна Ивановна, Ярцева Валентина Петровна и Ярцев Андрей Валентинович, Тюленева Людмила Николаевна, Мелехова Лидия Васильевна, Королькова Татьяна Гавриловна, Мальковская Ирина Павловна – их богатство – тридцатилетний стаж работы в школе и сотни учеников; Лихоткина Татьяна Михайловна, Лопатина Светлана Юрьевна, Королькова Валентина Ивановна, Корольков Павел Васильевич, Федько Ольга Сергеевна, Игишев Сергей Александрович и Игишева Ольга Сергеевна, Трушина Любовь Ивановна – сравнительно молоды, энергичны, полны новых передовых идей – это будущее моей школы. О каждом из них можно слагать легенду, но это уже другая история – современная. Она получила в наследство громкую, добрую славу о Дурновской - Октябрьской школе – « школа сильна своими педагогами, сильна своими традициями, сильна своими учениками». Работать и учиться в Октябрьской школе почётно и престижно.
Литература
1.Н.М. Цунаев «Село Октябрьское», Пронск, 1989г.
2.«Селения Пронского района», газета «Благовест», Рязань, 2000г.
3.П.В. Акульшин «Пронская земля», «Пресса» 1999г.
4.Архивный материал сельского краеведческого музея (заметки Н.М.Цунаева об истории Дурновской – Октябрьской школы).
5.Архивный материал из Рязанского историко-краеведческого музея о Дурновской школе.
6.Интервью с Алтуховой Е.И. - работником сельского краеведческого музея.
7.Интервью с выпускниками школы разных лет, воспоминания родственников, педагогов.
8.Фотографии.