Вторник, 16.04.2024, 18:49
Приветствую Вас Гость

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"

Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования Рязанской области
Федеральный портал "Российское образование"
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Министерство образования и науки Российской Федерации
Навигатор вузов
Справочник ВУЗов
Персональные данные
Госуслуги
Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Навигатор дети

 ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

  В нашей школе  на протяжении многих лет существует замечательная традиция - в первую субботу февраля проводить «Встречу школьных друзей». К этому празднику мы долго и тщательно готовимся, стараясь чем-то новым, необычным удивить своих гостей - выпускников разных лет. В подготовку включаются все: и взрослые,и дети. В прошлом году организаторы этого праздника, они же юные краеведы, обратились с просьбой к работнику сельского музея Алтуховой Е.И. помочь подобрать материал об истории школы,чтобы преподнести его своим гостям. К нашему удивлению, его оказалось немного, но он очень заинтересовал кружковцев, тем более,  что там был обозначен год основания Дурновской (ныне Октябрьской) школы – 1874. Появилась идея написать « Летопись родной школы». За сбор материала об истории школы взялась Смирнова Елена, тогда ещё ученица 9-го класса, член краеведческого объединения.

Село Дурное (ныне Октябрьское) в XIXвеке было крупным населённым пунктом, насчитывающим около 4-х тысяч человек. Все они были выходцами из Староникольской слободы, Пронского уезда. Судьба многих из них удивительна, интересна и необычна, как и история самого села, и история школы. Но, к сожалению, время неумолимо спешит вперёд, стирая из памяти людей лица, образы и даже события. От прежнего села практически ничего не осталось.Только большое количество пустующих домов, церковь, статно возвышающаяся посередине села, и последнее здание школы, построенное в 1939 году, напоминают нам о том, что здесь когда-то кипела и бурлила жизнь. Коренных жителей становится с каждым годом всё меньше и меньше. Воспоминания их скудны и поверхностны. И, конечно же, рассказать что-либо об истории школы столетней давности, вряд ли кто бы смог. Вся надежда была на архивные документы сельского краеведческого музея и Рязанского историко-краеведческого музея. Ученице была оказана большая помощь в сельском музее. Она многое почерпнула из заметок, сделанных когда-то самим создателем музея Цунаевым Николаем Михайловичем. Материал, собранный Смирновой Еленой по крупицам, удалось ей выстроить в хронологическом порядке и создать целостную картину истории школы, начиная с 1842 года, когда была открыта церковно-приходская школа для мальчиков; в 1874 году было основано Пронским земством Дурновское земское училище (об этом сказано в книге «Народное образование в Рязанской губернии»1889 года издания), и год 1874 считать годом основания Дурновской школы.

 Была проделана колоссальная работа по сбору и обработке интервью с выпускниками школы разных годов выпуска, которые оказали большую любезность поделиться своими мнениями по поводу создания «Летописи школы» и рассказали много интересного о своих годах учёбы  и своих преподавателях.

Ими были предоставлены фотографии прошлых лет, сделанные нашим местным фотографом, выпускником школы 1899 года – Авдониным М.Д.

  Удивительно  богата история школы, а создавали её гениальные педагоги и необыкновенно талантливые ученики. Её выпускники: Авдонин М.Д., Золотов В.А., Новиков И.П.,Бирюков П.И., Арчаков Н.И., Цунаев Н.М.,Цунаев И.С. 1691 год – год основания села. 1693 год – построена церковь Святителя Николая Чудотворца.В 1842 году при церкви открыта церковно-приходская двухклассная школа для мальчиков.

В 1874 году Пронским земством в с. Дурное (ныне Октябрьское) основано ещё и земское училище.

« Год основания Дурновской школы – 1874» - так об этом написано в книге «Народное образование в Рязанской губернии»1889 года издания.

С 1884 года девочки и мальчики в училище обучались отдельно. Количество учеников росло, поэтому возле новой кирпичной церкви была построена деревянная, двухэтажная школа.

Много лет проработали в школе учителя-энтузиасты Екатерина Васильевна Юсупова и Капиталина Дмитриевна Белова.

В 20-х годах XX века в школу пришли первые учителя – выходцы из нашего села– Лёвушкин Василий Семёнович и Рыбина Елизавета Ивановна.

В 1929 году в селе была открыта ещё одна школа на территории ныне действующей. Введено семилетнее обучение. Первый выпуск состоялся в 1932 году. Здесь работают замечательные учителя – супруги Корольковы - Елена Михайловна и Николай Николаевич.

В 30-е годы возникла необходимость в строительстве новой школы, так как детей в довоенном селе было много, и все они хотели учиться.  Классы были переполнены, учились в две смены.

В 1937 году началось строительство новой каменной школы. 1 сентября 1939 года достроенное здание приняло учеников. В нём было введено 10-ти летнее образование.

  Выпускники семилетней школы, после окончания Михайловского педагогического училища, вернулись на работу в своё родное село. В 1940 году в школе стал работать учителем русского языка и физкультуры будущий писатель, наш земляк – Золотов Василий Антонович.

  В 1941 году в жизнь страны ворвaлась война. Немцы подходили к Москве, осенью бои шли на подступах к городам Михайлов и Скопин. Через Пронск- Дурное-Роговое-Грязное со станции Хрущёво на Михайлов шли военные части. В школах размещались эвакогоспитали. Всю войну учителя и ученики работали в поле, начиная с апреля и заканчивая октябрём. Остальное время продолжались занятия в школе.

Закончилась война, вернулись с фронта мужчины, и в школу пришли  учителя - фронтовики. В школе работали учителя - уроженцы нашего села, и учителя, которые приехали в село по распределению. В 40-е годы был посажен яблоневый сад. В 50-е годы школьный приусадебный участок был расширен, была посажена липовая аллея. Девять лет руководил школой наш земляк, выпускник школы – Шарков Иван Яковлевич. В школе была богатая библиотека, спортивный зал, химическая лаборатория, пионерская комната. Эта школа просуществовала до 1972 года. В июле этого года от удара молнии всё здание школы сгорело, остались только стены. Учителя и ученики всё лето разбирали завалы, помогали строителям восстанавливать школу. К сентябрю школа была восстановлена.

  Школа всегда славилась прекрасными педагогами. Время неумолимо спешит вперёд, и на смену старым учителям приходят новые не менее талантливые педагоги, смыслом жизни которых является - всего себя отдавать детям.

Никитин Владимир Васильевич учитель физики и математики. «Талант от Бога», - говорят о таких.  Своей эрудицией он покорял сердца воспитанников. Человек с широкой русской душой. Сам сочинял стихи,  музыку, великолепно играл на баяне. 35 лет проработали в школе замечательные педагоги – супруги Щербаковы – Алла Ивановна – учитель химии и биологии и Владимир Михайлович– учитель иностранного языка, который большую часть своей педагогической деятельности был руководителем школы. Целая плеяда талантливых педагогов трудится сейчас в Октябрьской школе. Они получили в наследство громкую, добрую славу – «школа сильна своими педагогами, сильна своими традициями, сильна своими учениками». Работать и учиться в Октябрьской школе почётно и престижно.

  Старая школьная липовая аллея удивительно красива в любое время года. Говорят,  дом начинается с порога, а наша школа начинается именно с этой аллеи. Каждый день ученики входят под её своды на школьную тропинку. Каждый день сотни учеников говорливых и молчаливых, веселых и грустных, смешных и не очень,  бегут по этой тропинке, распахивают двери родной школы в походе за знаниями. И школа с радостью принимает их всех в свои объятья, уча уму разуму, воспитывая и каждый год выдавая путёвки в большую самостоятельную жизнь. А за всю историю школьной жизни таких путёвок было несколько тысяч.

     Славная история у нашей школы. А создавали её гениальные педагоги и необыкновенно талантливые ученики. Её  выпускниками были:

   Авдонин Михаил Данилович – «дурновский левша», непревзойденный мастер фотографического дела начала XX века;

   Золотов Василий Антонович – член Союза писателей, автор книг «Меж крутых бережков», «Придёт и твоя весна», «Там, где шумит море», «Море без чаек», «Заманиха», «Мечами крещены»  (исторический роман к 900-летию Рязани), «Степанов крутояр» (исторический роман о Пронске);

   Новиков Иван Павлович – член Союза писателей, автор трёх рассказов  под названием «Иду в партизаны», командир партизанского отряда, личные вещи которого занимают достойное место в экспозиции областного Рязанского краеведческого музея;

   Бирюков Петр Ильич – заслуженный деятель науки РСФСР, доктор исторических наук, профессор;

   Арчаков Николай Иванович – герой Советского Союза, военный летчик, личные вещи которого занимают достойное место в экспозиции Государственного Мемориального музея имени А.В. Суворова в городе Санкт-Петербурге;

   Цунаев Николай Михайлович – учитель истории, баснописец, создатель сельского школьного  краеведческого музея;

   Цунаев Иван Сергеевич – герой Социалистического труда, знаменитый механизатор хозяйства «Новая жизнь»;

   Корольков Николай Васильевич -  полковник, в 1980-м году закончил Ленинградскую военно-инженерную академию, строитель научно-исследовательского  испытательного полигона «Байконур»,  участник войны в Афганистане.

   А столько таких выпускников, чьи судьбы такие же интересные, удивительные и необычные, но к большому сожалению, временем стерты из памяти людей.  Наше село сравнительно молодое - ему всего 317 лет. У него славное историческое прошлое,   значит,  и  у  моей школы тоже славная история.

    "Село Никольское, Дурное тож, прежних служеб служилых людей, именуемых пахотными солдатами и с выделенною церковною землею" - как было написано в «Экономических примечаниях к планам Генерального межевания Рязанской губернии» конца XVIII начала XIX веков, было одним из крупнейших населённых пунктов не только Пронского уезда, но и всей Рязанской губернии. Официальной датой основания села считается 1691 год. В скором времени, в 1693 году, была построена в селе церковь Святителя Николая Чудотворца, а в 1842 году при церкви была открыта церковно-приходская двухклассная школа для мальчиков. В школе учили читать, писать, считать, но основными предметами считались «Богословие», «История религии», церковно-славянский язык. Преподавание вели священники местной церкви и наёмные учителя.

  В 1874 году Пронским земством  в с.Дурное было основано ещё и земское училище. Оно располагалось рядом с церковью в центре села.  Вот что написано об этом в книге « Народное образование в Рязанской губернии» 1889 года издания. «Дурновское земское училище основано Пронским земством. Квартира учителя при школе. Библиотеки нет. Плата за учение не берётся. Крестьяне на отопление и наём  сторожа расходуют  от 60 до 70 рублей в год.  Попечителя нет. За смертью местного священника законоучителя при школе пока не имеется. Учитель, окончивший курс при Рязанской учительской семинарии, Н. Т. Озеров / с 1878г./ Год основания Дурновской школы – 1874 . Расстояние от школы до уездного города – 10 верст; число классов -1, число групп или отделений - 3. Сколько лет продолжается учение - 3 года. Число этажей -1. Здание построено из дерева и покрыто железом. Число голландских печей -1, число русских печей - 1. На одного ученика приходится кубических аршин воздуха - 5,2 . Площадь пола в квадратных аршинах - 148. Число окон - 15. Стоимость содержания - 519 руб. в год. Число учащихся: мальчиков - 94 ,  девочек - 5. Число учащихся в младшей группе - 27, число учащихся в средней группе - 38, число учащихся в старшей группе -34. Средний возраст учащихся -10,9. Число учащихся из крестьян - 98 ,    из духовных -1. Начало учения - 15 сентября, окончание учения -16 мая. В течение дня учебных часов - 6. В течение года учебных часов -1600. Число, окончивших курс с получением свидетельства, - 6.» 

     С 1884 года девочки и мальчики в училище обучались отдельно: мальчики - 3 года, девочки - 2 года.  По данным переписи 1884 года в селе насчитывалось 476 дворов, в них проживало 3686 жителей, из них 1865 мужчин, 1821 женщина. Грамотными были 380 мужчин, 11 женщин, в школе учились 101 мальчик, 5 девочек.  С годами количество учеников возросло, стало больше девочек обучаться грамоте, и возле новой кирпичной церкви была построена деревянная, крытая железом, двухэтажная школа уже с тремя просторными классными комнатами, квартирой для учителя и кухней.  Много лет в школе проработали учителя–энтузиасты Екатерина Васильевна Юсупова, Капиталина Дмитриева Белова, а особенно долго работала здесь Евдокия Ивановна Назарова. Евдокия Ивановна начала работать в школе с. Дурное ещё в 90-х годах  ХIХ века и трудилась до 30-х годов ХХ века. Она научила читать и писать не одно поколение крестьянских детей. Жила Евдокия Ивановна со своей матерью в квартире при школе.  В 20-х годах ХХ века в школу пришли первые учителя – выходцы из нашего села – Лёвушкин Василий Семёнович и Рыбина Елизавета Ивановна.  В 1929 году в селе была открыта ещё одна школа на территории ныне действующей. Это было просторное одноэтажное здание из дерева, крытое железом, бывший помещичий дом из с. Плоское. В новой школе было введено  семилетнее обучение. Первый выпуск семилетки состоялся в 1932 году. Дети с 1 по 4 классы обучались в 2-х этажной школе возле церкви, с 5 по 7 классы -  в одноэтажной.   В  1932 году  в  школе  начала  работать  замечательная учительница,  двадцати летняя  Елена Михайловна. Уроженка с. Руднево, она приехала в с. Дурное после окончания Михайловского педагогического училища, здесь вышла замуж за учителя Королькова Николая Николаевича, и проработала учительницей начальных классов до ухода на пенсию.  В 30-е годы в селе было проведено радио, стали регулярно приходить газеты. Взрослых неграмотных людей вечерами стали обучать грамоте, работали ликбезы, в колхозах открыли избы-читальни. И у детей возросла тяга к знаниям. Детей в довоенном селе было много, все они хотели учиться. В школе классы были переполнены, учились в две смены. Возникла необходимость строительства новой, более удобной и просторной школы.   В 1937 году рядом с деревянной одноэтажной школой на территории старого кладбища началось строительство нового каменного здания. Здание  было построено в виде буквы “E”, имело 8 классных комнат с большими окнами, в каждой комнате стояла голландская печь, был широкий, светлый коридор.  1 сентября 1939 года новое, полностью достроенное здание, приняло учеников. В нем было введено десятилетнее обучение.  Пришли в школу новые учителя, которые имели уже высшее образование. В 1940 году преподавателем физкультуры, а затем русского языка и физкультуры, стал работать будущий писатель, наш земляк - Золотов Василий  Антонович.  В начальных классах преподавали учителя со средним специальным образованием: Коняева (Ступина) Екатерина Абрамовна, Казёнова Екатерина Андреевна, Парамошкина Евдокия Ивановна. Они, получив семилетнее образование в Дурновской школе,  окончили Михайловское педагогическое училище и вернулись на работу в родное село.     

  В 1941 году в жизнь страны ворвалась война. Ушли на фронт преподаватели мужчины. Занятия в этом году начались позже обычного. Дети и оставшиеся в тылу учителя  работали на полях колхозов. Надо было убирать урожай, заменить ушедших на фронт мужчин. Немцы подходили к Москве.  Осенью бои шли на подступах к городам Михайлов и Скопин. Через Пронск-Дурное-Роговое-Грязное со станции Хрущево на Михайлов шли военные части, подкрепление из Сибири под командованием генералов Голикова и Белова. Наше село стало перевалочным пунктом на этом пути. Солдаты-сибиряки продвигались к линии фронта ночью, чтобы держать в секрете от врага количество живой силы и техники и чтобы не попасть под бомбёжки с вражеских самолётов. На рассвете воинские части приходили в село, их размещали на квартиры к жителям, в клуб, в конторы колхозов, в ясли. Днём солдаты и офицеры отдыхали, а с наступлением темноты двигались дальше, к линии фронта. От линии фронта в тыл везли раненых. В школах располагались эвакогоспитали. Раненых размещали в классных комнатах, осматривали их, оказывали первую помощь, давали возможность немного отдохнуть, затем везли дальше, на станции Хрущёво и Старожилово. Когда немцев отогнали от Москвы, возобновилось движение военных эшелонов через станцию Гагарино. Занятия в школе продолжились.  В 1942 году окончили 10 классов десять человек: девять девочек и один парень - Цунаев Николай Михайлович, который в августе ушёл на фронт.  Всю войну учителя и ученики работали в поле, начиная с апреля и заканчивая октябрём. Остальное время в школе продолжались занятия. Ребята, которым исполнялось 18 лет, уходили на фронт прямо со школьной скамьи.  Закончилась война, вернулись с фронта мужчины, и в школу пришли учителя-фронтовики: Солдаткин Михаил Андреевич, Никитин Дмитрий Иванович, Корольков Николай Николаевич, Орлов Николай Сергеевич, Орлов Леонид Сергеевич, Цунаев Николай Михайлович. Некоторые из них имели высшее образование, некоторые работали в школе и заочно учились в институте.  Работа учителя стала престижной, и в скором времени штат был полностью укомплектован. В школе работали учителя - уроженцы нашего села, и учителя, которые приехали к нам в село по распределению после окончания института и училища.

     Долгое время работали в школе Агафоновы Михаил Дмитриевич и Мария Павловна, Поблинкова Нина Васильевна, Афонина Нина Петровна, Деева Нина Михайловна, Орлова Ольга Филипповна,  Челяпов Иван Дмитриевич, Никитин Владимир Васильевич, Ромашина Анна Васильевна и др.  Девять лет руководил школой наш земляк, замечательный человек, энтузиаст своей профессии      Шарков Иван Яковлевич. Руководителем школы он  был с 1956г. по 1965г., затем его назначили директором  Пронской школы. В годы его руководства к зданию школы начали пристраивать ещё три  классных комнаты. Строили их с 1964г. по 1966г.  К тому времени к школе пристроили спортивный  зал, который служил также и актовым залом. Была в школе богатая библиотека, учительская,  химическая лаборатория, пионерская комната, буфет. В 40-е годы возле школы был заложен яблоневый сад, который сажали ученики и учителя. В годы войны нечем было топить печи, но ни одно  дерево в саду не срубили. Место за садом было болотистое, топкое. Чтобы могли расти яблони, в саду был выкопан небольшой пруд, второй пруд, побольше, находился возле сада. Вода собиралась в этих прудах и давала возможность яблоням укорениться. Вся территория школы вместе с садом была окружена канавой и обсажена кустами акации, позднее её обнесли забором и по всему периметру посадили деревья: ветлы, берёзы и тополя. В 50-е годы школьный приусадебный участок расширили, посадили много плодовых деревьев, кустарников, начали сажать овощи, цветы. На территории школы, от калитки в заборе до центрального входа в здание школы, была заложена липовая аллея, которая до сих пор радует всех своей красотой и величием и придает школе неповторимость.  До конца 50-х годов в каждом классе были голландские печи, которые топили дровами и углём, затем в подвале под школой построили котельную и сделали водяное отопление. Долгое время кочегарами в школе работали Юхина Екатерина Егоровна и Новикова Анна Михайловна.  В таком виде школа существовала до 1972 года. В июле этого года от удара молнии всё здание школы сгорело, остались только стены. Полностью была уничтожена богатая школьная библиотека, сгорела вся мебель. Ученики и учителя всё лето разбирали завалы, вывозили оставшийся после пожара мусор, помогали строителям восстанавливать школу. Занятия в этом году начались только в конце сентября. К этому времени была восставлена только часть школы. Учились в две смены, отопление работало плохо, сидели на уроках в   куртках, пальто, валенках и головных уборах, но учебный процесс шёл в полном  объёме. Подвал, где располагалась котельная, был завален и его не стали  чистить. Котельную построили рядом со школой. Спортивный зал также восстановить было нельзя. Почти десять лет уроки физкультуры и культурно-массовые мероприятия проводили в коридоре и на улице. В начале 80-х годов к школе был пристроен спортивный зал из металлических конструкций. Стены бывшего спортивного зала отремонтировали и теперь там размещаются столовая, библиотека, мастерские и две классные комнаты.

   Школа всегда славилась сильными, прекрасными педагогами. В 1967г. в школу на работу после окончания Рязанского педагогического института приехала Щербакова Алла Ивановна; в 1971г. - Щербаков Владимир Михайлович; в 1982г. - Трушина Любовь Ивановна; в 1980г. - Королькова Татьяна Гавриловна; в 1988г. - Лихоткина  Татьяна Михайловна; в 1989г. - Мальковская Ирина Павловна и Ярцевы Андрей Валентинович и Валентина Петровна. Все они получили здесь жильё. Щербакова А.И. и Щербаков В.М. проработали в школе   до ухода на пенсию, остальные работают до сих пор. Некоторые выпускники педагогических институтов и училищ уезжали из села, отработав положенные 2-3 года.  В школе всегда было по-домашнему тепло и уютно. Хорошо оформленные коридоры,  кабинеты по всем предметам – большая заслуга и огромный труд всего педагогического коллектива.   В 70-90-е годы самым красивым и почётным был кабинет истории. По двум стенам кабинета проходила талантливо выполненная кремлёвская стена с башнями, выше располагались стенды, рассказывающие об истории страны. Возле кабинета в витрине были выставлены макеты дома Ульяновых в Симбирске, домика в селе Шушенском, где в ссылке жил В.И.Ленин  и многие другие экспонаты. За право учиться в этой классной комнате боролись все классы.

   После войны в 2-х этажной школе возле церкви перестали проводиться занятия, там был устроен интернат. В интернате жили школьники из д.Горохово, д.Николо-Бычок, с.Телятники, с.Семенск, с.Роговое. Дети из совхоза"Орловский" и д.Котовка в школу ходили пешком, на лыжах, ездили на велосипедах. Снесли это здание в 1974 году. Вскоре снесли и здание деревянной школы, которое более 10 лет использовалось уже как  склад. На её месте был построен тир. Конечно же, и последнее здание школы тоже уже старое и несовременное, но не этим, наверное, измеряются её достижения, а делами, той работой, которая велась и сейчас ведется здесь.  Школа, как маленький «зеленый островок» в бушующем водовороте событий, глобальных преобразований в стране, у неё всегда один курс, одна цель – «Сеять разумное, доброе, вечное». А это могут делать только талантливые педагоги, отдающие частичку самого себя детям. На таких  учителей  богата моя школа.

   Из воспоминаний учителя школы Корольковой Т.Г.:

   При упоминании этого имени теплеют глаза, появляется мягкая улыбка у каждого, кто учился у Цунаева Николая Михайловича. А учились у него – взыскательного и доброго – несколько поколений учеников. Многим довелось работать под его началом. Посчастливилось и мне работать с этим человеком и просто общаться. Человек трудной жизненной судьбы, Николай Михайлович достиг настоящего профессионализма, его отличала редкая душевная щедрость, благожелательность, товарищеская готовность прийти на помощь. По крупицам собирал Николай Михайлович вместе с учениками экспонаты для школьного краеведческого музея. В 1970 году этот музей был открыт. К 300-летию села этот музей по инициативе Цунаева Н.М. был переведен в новое здание и получил статус сельского краеведческого музея. Добрые начинания этого мудрого человека живут и по сей день, радуя нас...   (Продолжение)

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz